За именем Менделеева

Музей Верхнеаремзянской школы становится местом постоянного притяжения туристов.

Музей Верхнеаремзянской школы становится местом постоянного притяжения туристов. Он занимает небольшое помещение. Но собранный в нём материал по уникальности и бесценности не уступает фондам и хранилищам многих музеев. Здесь бережно хранят память о нашем великом земляке Дмитрии Менделееве, собраны редкие экспонаты, документы и справки из истории семьи. Большое место в экспозиции музея занимает летопись старинного сибирского села Аремзянское, ремёсла, быт и крестьянское производство. Отдельная страница посвящена истории школы.

Далеко не каждое заведение в Тобольском районе может похвастаться такой многовековой судьбой. Сегодня вместе с руководителем музея Ольгой Бухаровой, увлечённым историком и краеведом, попробуем совершить экскурс в глубь времени.

История Верхнеаремзянской школы неразрывно связана с сельским храмом. На нравственность сибиряков особое влияние оказывала православная религия, церковь. Наряду с личным мужеством, стойкостью, предприимчивостью и трудолюбием именно православие закладывало в сибиряке такие черты, как духовность, сострадание, терпение. Церковь была естественным центром и прихода, и сельского «мира»; разрыв отношений со своим приходом был равносилен разрыву отношений со своей общиной. Храмы, как правило, строились на средства крестьян и по их инициативе.

В Сибири разрешалось существование малоприходных церквей и часовен, поэтому число храмов росло довольно быстро. Сохранилась масса адресованных тобольским духовным властям прошений, в которых крестьяне ставили вопросы о строительстве церквей, часовен, а также их ремонте. Некоторые богатые крестьяне возводили церкви на собственные средства. Обычно же они строились на коллективные деньги; на них же покупались и необходимые для храмов принадлежности, производился ремонт и т.д. Для сбора средств были распространены обходы с иконой других поселений.

Ласточкин храм. Первая церковь в Аремзянском была заложена в 1768 году владельцем стеклянной фабрики Алексеем Яковлевичем Корнильевым с братьями на собственный свой капитал по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла Конюскевича. Церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца. Братья Корнильевы снабдили церковь иконами, Евангелием, сосудами, крестами, ризницею и другими необходимыми для богослужения предметами. До 1808 года Корнильевы содержали храм за свой счёт. С того же времени, когда денежные дела владельцев фабрики ухудшились, жалование стали выплачивать только священнику. К сожалению, церковь сгорела в 1839 году.

По просьбе крестьян Мария Менделеева, мать Дмитрия Ивановича, и Василий Дмитриевич Корнильев решили построить новую церковь. В 1842 году её заложил ключарь тобольского храма Святой Софии протоиерей Яков Иванович Ласточкин. Новая трёхпрестольная деревянная церковь (на её строительстве были задействованы крестьяне близлежащих деревень) была построена на каменном фундаменте. В.Д. Корнильев на свои средства установил в церкви трёхпрестольный иконостас с резьбой и позолотой стоимостью 900 рублей золотом. Мария Менделеева принесла в дар в числе пожертвований Евангелие и три небольших колокола весом в 6 пудов. Вся стоимость церкви обошлась в 3,5 тысячи рублей. Церковь вновь была освящена во имя Николая Чудотворца. Менделеевы содержали храм за свой счёт, платили священнику особую плату.

Влияние церкви на жизнь сибирской деревни проявлялось и в её участии в распространении грамотности. Нередко церковнослужители становились частными учителями, открывали школы при монастырях, а затем и сельских церквах. Не стала исключением и Аремзянская церковь. Вскоре после освящения Мария Менделеева открыла при ней школу грамоты для крестьянских детей. В ней дети получали самые первоначальные навыки письма, чтения, счёта, а также изучали закон Божий. Обучение в школе продолжалось два года. В справочной книге Тобольской епархии от 1 сентября 1913 года указывается, что в 1885 году с разрешения епархиального училищного совета школа грамоты была реорганизована в одноклассную церковно-приходскую школу с трёхлетним курсом обучения. Заведовал ею священник Фёдор Филиппов. В школу принимались дети в возрасте восьми лет не только села Аремзянского, но и близлежащих деревень – Белой и Сирюковой. В 1902 было построено собственное здание школы.

Школа советского периода. В начале 1917 года решением Всероссийского съезда духовенства и мирян была принята резолюция о необходимости сохранения церковных школ в ведении православной церкви. Но октябрьские революционные события предрешили судьбу церковно-приходских школ. В Тобольской губернии они просуществовали до конца 1919 года и были закрыты или преобразованы в советские. В этом же году Аремзянская церковно-приходская школа сделала свой последний выпуск. В 1920-е годы, после окончательного установления советской власти в нашем крае, школа в Верхних Аремзянах была реорганизована в школу первой ступени и переведена в ведение Наркомпроса. Первым заведующим школой назначен С.А. Пятницкий. Сергей Алексеевич заведовал школой, а его жена Надежда Петровна была учащей (так раньше называли учителей).

В 1925-1926 учебном году на территории Верхних Аремзян проживало 408 жителей, из них детей школьного возраста 45 человек. Но обучалось всего 33, образованием не все были охвачены. Главная причина – у детей не было одежды и обуви. При школе было общежитие на 15 человек для детей Бельской и Чукманской школ. Кроме этого, в Аремзянской школе обучались школьники с выселков Аремзянского (1 км от школы) и Новодорожного, находящегося в 2 км. По воспоминаниям бывшей ученицы Глазуновой (Мальцевой) Дарьи Кузьмовны, «школа была одноэтажная, состояла из прихожей, большой классной комнаты и двух маленьких (в них жил С.А. Пятницкий со своей семьёй). После четвёртого класса учеников отправили учиться в школу колхозной молодёжи в Ивановское, за 30 км от Аремзян. Продукты носили с собой. Из-за холода в интернате спали в одежде. Воды тоже не было, таяли снег под подушкой. Утром умывались этой водой. Кое-как дотянув до февраля, ученики сбежали домой. Родителей оштрафовали, но дети в интернат не вернулись».

В 1930-м стоял вопрос о строительстве амбара и погреба для школы. Неоднократно поднимался вопрос и о строительстве нового здания. Через год амбар и погреб были построены, но вопрос о школе так и повис. К тому времени с 1928 года на территории Тобольского района было построено шесть школ: Саусканская трёхкомплектная, Бизинская двухкомплектная, Усольцевская, Б. Аремзянская, Александровская – однокомплектные, Верхнефилатовская – четырёхкомплектная. И тогда Пятницкий отправлился с ходатайством в область, чтобы в селе открыли неполную среднюю школу.

В 1834 году школа была реорганизована в семилетнюю. Пятницкий стал её первым директором. Он продолжал хлопотать о строительстве нового здания, и его старания увенчались успехом. В те годы началась активная работа по формированию педагогического коллектива, созданию материально-технической базы. Вскоре Верхнеаремзянская неполная средняя школа стала одной из лучших в районе. В 1935 году из её стен выпустился Тимофей Чарков, который в Великой Отечественной войне был удостоен звания Героя Советского Союза.

Но через год случилась беда, во время большого пожара сгорела новая школа. В чудом сохранившемся старом здании разместили младшие классы. А старших устроили в Тобольске и посёлке Октябрьском. Многие бросили учёбу и вернулись домой. Пятницкий переживал за своих учеников и потому вновь стал хлопотать о строительстве школы. Было принято соответствующее решение. Но 18 октября 1937 года Сергей Алексеевич был арестован и расстрелян. Село потеряло лучшего из людей. Бывшие ученики с теплотой и любовью вспоминали своего любимого учителя, честного и порядочного человека.

Работавшему тогда заведующим Тобольским районо Шварцману пришлось обратиться с докладной запиской к Народному комиссару просвещения РСФСР Тюркину, где он просил немедленного вмешательства: «…школа продолжает заниматься так: в отсутствие школьного помещения шесть классов занимаются в две смены в трёх барачных помещениях, абсолютно неприспособленных под школу, а седьмой класс за неимением помещения ликвидирован….» Кроме этого, Шварцман обращает внимание на богатое историческое прошлое Аремзян, связанное с семьёй Менделеевых. Просит «вновь строящейся школе присвоить имя Менделеева». Так или иначе, в 1939 году в селе было построено новое двухэтажное здание семилетней школы. А 1 марта 1939 года в связи с 70-летием открытия периодического закона Менделеева решением Омского областного совета Верхнеаремзянской школе было присвоено имя великого учёного-земляка.

В предвоенном 1939-м директором школы был назначен ссыльный Михаил Павлович Митрофанов. Его жена Валентина Петровна Бороздина преподавала русский язык и литературу. Супруги и их сыновья Владислав и Вячеслав жили во флигеле школы. У них была хорошая домашняя библиотека, и многие ребятишки брали книги. В школе тогда хорошо была поставлена кружковая работа. Кружок «Ворошиловский стрелок» посещали 68 детей. Силами юннатов при школе был разбит плодовый сад в количестве 100 деревьев и кустарников. Все посадки принялись. Наполняемость классов была большая. Только в интернате проживало 120 человек. Мест не хватало. Поэтому Митрофанов поставил вопрос о строительстве интерната. Для этого предлагал перевезти к школе старое здание. Но его постигла участь его предшественника, в 1941 году Митрофанова забрали по линии НКВД.

Суровый экзамен. В военное время трудно было не только на фронте, но и в тылу. Вдвойне тяжело было учителям, заменившим своим ученикам родителей. Не хватало чернил, бумаги, не было дров для печек, скудное питание. За четыре года в школе сменилось четыре директора. Отмечались и слабые моменты в организации учебного процесса, и перемены к лучшему. Из приказов по школе за 1944-й можно отметить следующее: «учащихся за отличную успеваемость и отличное поведение награждали почётными грамотами»; «нерадивых учеников, имеющих свыше трёх плохих годовых по предметам, к испытаниям не допускали, некоторым разрешалось дать дополнительное испытание». По результатам годового отчёта за 1944-1945 гг. выяснено, что вопросы всеобуча обсуждались и на родительских собраниях, заседаниях сельских исполкомов. Колхозы оказывали помощь нуждающимся учащимся через кассы взаимопомощи. Например, колхоз «Красный пахарь» выделил Голденковым обувь, снабжал мукой. Несмотря на трудности военного времени, учащиеся школы собрали 1 200 руб. в фонд Верховного Главно- командования».

Приведём воспоминания учеников тех лет. Анастасия Кучерина (Бухарова), 1933 г.р.: «В моей памяти на всю жизнь остались первые учителя Мария Банди и Анастасия Киреева, которые помогли осуществить мою мечту стать учителем. В 1944 году я перешла в пятый класс Верхнеаремзянской семилетней школы. Шла война, и трудности делили вместе с нами наши добрые педагоги: Андрей и Нина Курынкины, Дарья Мальцева, Николай Рубан, Валентина Бороздина, Александр Слинкин, Исаак Штеренталь, Нина Шкатулова. Они всегда были рядом, в учебе, на работе в поле и на току».

Надо сказать, что в военные годы учеников в школе насчитывалось до 200 человек. Наполняемость классов составляла 30-32 человека, были параллели «А» и «Б». Кроме того, в это же время при школе располагался детский дом, который просуществовал до 1949 года. В Верхнеаремзянском детдоме № 9 обитали дети из разных деревень Тобольского района. По результатам годового отчёта на 01.01.1948 г. в нём насчитывалось 111 человек.

Но пережили и суровые годы войны. Жизнь возвращалась в мирное русло. И это видно по школьным отчётам. Потеряв отцов, братьев, школьники продолжали учиться, работали в колхозе. Как правило, старшие ученики начинали занятия позже, так как были задействованы на уборке урожая. Например, с 5 по 10 сентября 1947 года ими был выработан 121 трудодень. С теплотой и любовью вспоминает о школьных годах Парасковья Игнатова (Толстогузова), учившаяся в Верхнеаремзянской школе в 1950-1956 гг.: «В школе я любила литературу и ботанику, первый предмет потому, что любила читать. А ботанику – из-за учителя Дарьи Мальцевой. Да просто потому что люблю садить и возиться с землёй. Интересное было время… Мы ставили концерты в школе, клубе, ездили выступать на Белую. Помню пионерские сборы, песни у костра. Став комсомольцами, обсуждали школьные успехи, учёбу, как полезней провести время…»

Питомцы и питомники. Кипучие 60-е. С 1 сентября 1961 года по плану районо принято решение о переводе Верхнеаремзянской школы на восьмилетний всеобуч. На базе школы были созданы консультпункты, за учителями были закреплены по 2-3 неграмотных или малограмотных сельских жителя. Коллектив школы активно включился в выполнение решений январского пленума ЦК КПСС по дальнейшему развитию сельского хозяйства: привести в образцовый порядок и расширить имеющиеся при школах сады, ягодники, питомники, принять широкое участие в озеленении сёл, усадеб и школ, вырастить в течение лета 1961 года 850 га кукурузы, 30 га сахарной свёклы. В Аремзянах вырастили кукурузу выше человеческого роста. В те годы ученики школы были активными участниками районных олимпиад, слётов, смотров, художественной самодеятельности. В памяти выпускников тех лет остались имена педагогов Галины Мальцевой, Капитолины Остяковой, которые щедро делились знаниями и жизненным опытом со своими питомцами.

В 1980-е годы в педагогический коллектив пришли молодые специалисты З.Раимбакиева, Н.Янабаева, Н.Балуева, Л.Симонова, В.Бухарова, благодаря которым была поставлена пионерская и комсомольская работа. Спустя десять лет школа приняла первых учеников в 10-й класс. Несмотря на переломные и трудные 1990-е годы, в школе произошло немало перемен. Благодаря директору музея народного образования Галине Бонифатьевой был создан музей «На родине Д.И. Менделеева». На здании школы в 1997 году была установлена мемориальная доска в честь учёного-земляка. Как прежде, в школе царит культ знаний, и каждое новое поколение учеников и педагогов пополняет список побед и достижений. Ведь у сегодняшних мальчишек и девчонок столько возможностей для интеллектуального и творческого развития! Школа гордится учителями. Нагрудным знаком Министерства просвещения «Почётный работник общего образования» отмечен труд директора школы Марины Шестаковой, учителя русского языка Валентины Кузнецовой. Первые и заметные успехи в профессии показывают молодые специалисты, влившиеся в коллектив, – Лениза Авазова, Алёна Мастерских и другие. На базе школы создан социокультурный центр, в который вошли также детсад и клуб. Как и много-много лет назад она является не только светочем просвещения, но и средоточием культурной жизни.

Автор: Подготовила Клара КУТУМОВА Номер: 7 (8093) | Архив номеров Источник: Советская Сибирь

Последние новости

Домашние кошки заражаются новым штаммом птичьего гриппа

Инфекция поражает в том числе и кошек В течение двух с половиной лет на птицефабриках Соединённых Штатов Америки по вине вируса птичьего гриппа H5N1 погибло более одной сотни миллионов пернатых.

Тюменцы узнали, какие человеческие болезни встречаются у домашних животных

Об этом рассказал ветврач Максим Мезенцев Тюменцы узнали, какие человеческие болезни встречаются у домашних животных.

Ветврач рассказал, какими человеческими болезнями страдают домашние животные

Лекарства хозяина могут облегчить болезни питомцев К сожалению, пушистики страдают также, как и их хозяева Фото: Татьяна Коркина.

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Кургане

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *